Гонка вооружений в Тридцатые
Nov. 23rd, 2024 04:00 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
В 1933 году французская армия приняла решение заменить весь парк танков Renault FT танками нового проекта. В 1934 году генерал Морис Гамелен поставил цель — к январю 1938 года иметь 16 батальонов (800 танков), а к 1940 году — 46 батальонов (2 500 танков). В отношении средних и тяжёлых танков (char puissant) планы предусматривали наличие 500 танков B1 и D2. Эти амбициозные цели требовали значительных вложений в промышленность, так как они предполагали, что в месяц будет производиться около 80 танков.
При этом, до 1936 года танковая промышленность во Франции практически отсутствовала. Автомобильная компания Renault, расположенная в Булонь-Бийанкур в пригороде Парижа, на средства компании сохраняла небольшую группу инженеров, занимающихся разработкой танков. Кроме этого, Renault сохранила небольшой цех (мастерскую) по сборке танков AMX в Исси-ле-Мулино. Методы производства были ближе к ремесленным, а не к индустриальным – производственный процесс зависел от большой сети субподрядчиков. В период с 1931 по 1935 год французская промышленность производила в не индустриальными были почти днем около трёх танков в месяц.
В мае 1936 года ко власти во Франции пришёл Народный фронт — коалиция центристских и левых политических партий. Народный фронт поддерживал программу перевооружения Франции, но при этом его внутренняя политика сильно повлияла на промышленность, что замедлило реализацию программы. В связи с общественным недовольством по поводу "наживающихся на войне" новое правительство решило национализировать несколько коммерческих предприятий, участвующих в разработке и производстве танков. В собственность государства перешли: исследовательское бюро Renault, оружейное бюро Hotchkiss, завод по производству бронеплит Schneider (ACT/Atelier des Locomotives) в Ле-Крёзо, а также сборочную мастерскую AMX Renault.
Реформы в трудовом законодательстве, проведенные правительством, привели к дополнительным проблемам. Введение 40-часовой рабочей недели и конфликты между сильными во Франции профсоюзами и руководством предприятий привели к тому, что заводы работали только по 40 часов в неделю, так как профсоюзы не соглашались на многосменную работу. Это, а также обычные проблемы при выполнении больших заказов, привело к задержкам в выполнении танковых заказов. Например, из 1 315 новых пехотных танков, которые должны были быть поставлены к августу 1938 года, лишь 767 (58%) были произведены вовремя. Ещё одним последствием реформ стал рост зарплат и, как следствие, рост цены танков. С учетом сильно выросшей инфляции (после отказа от золотого стандарта в 1936 году) цены на танки резко выросли. Например, первые партии танков Renault R35, заказанные в 1936 году, стоили около 180 000 франков (примерно 2,7 миллиона долларов США в 2024 году), но к 1938 году их стоимость поднялась до 285 000 франков (примерно 3,9 миллиона долларов), а к 1940 году — до 355 000 франков (4,4 миллиона). Компания Renault оказалась «между двух огней» — между фиксированными ценами, установленными в первоначальных контрактах, и растущими затратами на рабочую силу и материалы. Эти вопросы были решены только после 1937 года, что добавило дополнительных задержек.
Национализация, трудовые конфликты и инфляция были лишь частью причин проблем с модернизацией армии. Другим источником задержек была сама французская армия. Политика закупок не менялась с «экономных 1920-х» и постоянно создавала новые конфликты с промышленностью.
Обычно армия заключала контракты на производство танков небольшими партиями, а не в рамках долгосрочной программы. Это делалось для обеспечения контроля качества: новый контракт не заключался до тех пор, пока предыдущий не был полностью (или достаточно хорошо с точки зрения заказчика) выполнен. На практике эта мера создала дополнительное препятствие в момент, когда времени уже почти не было.
В результате этих препятствий поставки танков французской армии замедлились, что, в свою очередь, задержало формирование и обучение новых танковых частей. Это существенно ослабило танковые силы в 1940 году, поскольку значимая часть новых танков, с которыми Франция вступила в кампанию, были поставлены всего за несколько месяцев до начала немецкого наступления. Франция до мая 1940 произвела больше танков, чем Германия, но проиграла гонку вооружений, так как поставки были слишком поздними. Большинство французских танковых частей были сформированы слишком поздно. Экипажи не успели получить достаточной подготовки и опыта эксплуатации своих новых танков и, что более важно, новые танковые подразделения (кирасирские и легкие механизированные дивизии) не успели получить высокой степени взаимодействия и тактической сработанности.